FUZZ - 1995
PEARL JAM. ОДНАЖДЫ.
by А.Иоссариан
"Путешествие начинается, как твое любимое растение. Просто добавь Воды. Наблюдай, как PEARL JAM растет." - Стоун Госсард.
23 декабря 1964 года Эдди Веддер родился как Эдди Мюллер в городе Эванстон, штат Иллинойс. "Я не знаю, откуда взялись эти песни, — скажет позже Джефф Эмент. — Я очень мало знаю о его детстве. Я знаю, что он любил *Quadrophenia*...Но я думаю, что я не знаю многих деталей".
Он был еще Эдди Мюллером, когда его семья переехала в Сан-Диего, а потом, уже без него, уехала в Чикаго. Отец не был для Эдди отцом, им скорее был Пит Тауншенд и THE WHO с их потрясающей детскую пси ику "Quadrophenia". Это было грубое прощание с детством и с отцом, когда Эдди взял фамилию матери Веддер, но оказалось, что это было возвращение к настоящему отцу. В один из приездов матери из Чикаго она призналась, что отец вовсе не отец. "Я, помню, ответил, — вспоминает Эдди Веддер, — что я знаю — он не мой отец, он траханая задница. Но мама сказала, о, Эдди, он по-настоящему не твой отец.
И я был сначала страшно рад, когда узнал это, и тогда она рассказала, кто был мой отец. Я, оказывается, встречал этого парня три или четыре раза, он был другом нашей семьи, дальним другом. Но он умер. Когда я
видел его последний раз, он был, кажется, в кресле-каталке".
...В то время, когда ты сидел
Дома один, и тебе было тринадцать
Твой настоящий отец умер
Извини, что ты не увидел его...
"У нас было пианино в доме, — продолжает Эдди Веддер. — и я, помню, действительно хотел узнать, как сыграть счастливую песню. Но я был счастлив всего минуту, а потом это прошло. Я должен был что-то делать с фактом, что мой отец умер. Моего отца не было больше на этой земле.
Я должен был что-то делать со злостью оттого, что я уже не поговорю с ним, оттого, что я не поговорил с ним, когда он был живой". Настоящий отец Веддера был музыкантом. Он играл на органе и пел в каких-то ресторанах.
"Когда кто-нибудь говорит мне, что, мол, теперь понятно, откуда у тебя талант музыканта, что, мол, это наследственное, я отвечаю — Fuck you. Ведь тогда, в 14 или 15 лет, я не знал, что происходит, я просто учился играть на гитаре и копил деньги на оборудование. А они хотят сказать, что это пришло откуда-то? Fuck you!".
Своеобразным "Над пропастью во ржи" для Эдди стала *Quadrophenia*, этот классический опус THE WHO 1973 года. В один из праздников Отцовского Дня Эдди даже отправил поздравительную карточку Питу
Тауншенду. Музыка спасла его душу. Это был болезненный круг. Позже, на вручении "MTV Music Awards", он скажет перед огромной аудиторией: "Если бы не музыка, я застрелился бы прямо перед всем классом".
Джереми говорил сегодня в классе
Джереми говорил сегодня б классе
Попытайся забыть это...
Попробуй стереть это...
С классной доски.
"Праздник, который всегда с тобой". Вслед за великим американцем эти слова, но по отношению уже к своему городу, повторит любой молодой человек в возрасте от 16 до 30 лет, если, конечно, он не сноб из Магнолии или Бельвью. Так что, добро пожаловать в Сиэттл, американский рай номер один для эксцентриков, бунтарей, молодёжных вывертов и космических сдвигов в музыке. Практически каждый молодой человек играет в какой-нибудь группе, или, на худой конец, друг его уже точно музыкант. "...эй, ты не знаешь, кто этот траханый мотоциклист, что разбился вчера ночью на Кэлитол Хилл?" — "Это барабанщик из группы, не помню, как называется, но мы репетировали как-то вместе..." Кофе замечательный, погода "сакс", и все пьяны и готовы к представлению. Что выбрать? Можно на площадь Пионеров, там один билет на несколько клубов, можно, конечно, в "Rockcandy" или "Off Ramp", там, кстати, сегодня CHEAPS ONES старика Макреди, можно куда-нибудь из all-ages, но там ведь нет выпивки, ну а можно и просто в какое-нибудь свое любимое местечко, например в "Lake Union Pub".
Сиэттл — это город безумной молодёжной культуры, это грязный индустриальный центр, это родина Джими Хендрикса и совершенно не любимых QUEENSRYCHE, это пристанище для массы альтернативных и
независимых лейблов типа "ОР", "Stive Fisk And The Beakers", "Homestead Records" и, конечно же, "Sub Pop". "... о, ты помнишь еще то время, когда Крис Корнелл играл на барабанах?"
После одного из концертов SOUNDGARDEN, студенческий ди-джей, писатель и музыкант Джонатан Поунмен основывает компанию для издания своих любимых сиэттлских групп. Назвав ее "Sub Pop", он обозначает ее главную линию как ответ северо-западного океанского побережья на детройтскую "Motown Records", которая начинала в свое время как независимая компания для игнорируемых "монстрами" чёрных артистов и вырастившая в
начале 60-х своих звезд JACKSON FIVE и THE SUPREMES.
Стоун Госсард родился в Сиэттле 20 ию ля 1966 года, а Майк Макреди (5 апреля 1966 г.) и Джефф Эмент (10 марта 1967 г.) попали сюда так давно, что могут смело называться настоящими сиэттлцами. Эмент впервые
почувствовал вкус успеха, играя в группе WAR BABIES в 1985 году. Макреди играл в панк-металовой группе SHADOW и был ‘...самым дичайшим гитаристом в Сиэттле со времен Хендрикса* — как написали в одной из статей того времени. В 1985 г. Стоун Госсард и Джефф Эмент основывают GREEN RIVER В ней же играют Стив Тернер, Джоси Снайдер и Марк Ары. Вмес те они записывают свой первый ЕР "Соте On Down", выпущенный на "Homestead Records". Первый полноценный альбом "Dry As A Bone" был и первым продуктом "Sub Рор" в 1986 г. Вслед за ним "Sub Pop" выпускает сборник "Deep Six", с которого, собственно, все и началось. И были на нем среди прочих SOUNDGARDEN, GREEN RIVER, THE MELVINS, SKIN YARD, а также группа братьев Кевина и Энди Вуда под названием MULFUNKSHUN.
В 1988 г. на "Sub Pop" выходит последний альбом GREEN RIVER "Rehab Doll", и группа распадается. Марк Арм и Стив Тернер избирают путь эксперимента и основывают MUDHONEY, записав позже фантастическую классику гранжа — альбомы "Piece Of Cake", "Every Good Boy..." и, конечно же, "Five Dollar Bob's Mock Cooter Stew". Снай дер и Гари Торстенсен (в то время уже член GREEN RIVER) тянутся к более тяжелой музыке и вместе с Куртом Даниелсоном и
Тэдом Дойлом выпускают на "Sub Pop" в 1989 г. альбом "God’s Balls" как группа TAD. Позже — замечательные работы "8-Way
Santa", "Salem" и "Inhaler". Госсорд и Эмент начинают новый проект
MOTHER LOVE BONE с певцом MULFUNK SHUN Эндрю Вудом и парнями из 10 MINUTE WARNING Грегом Гилмором и Брюсом Фервезером. В 1989 г. они основывают собственную компанию "Stardog Records", становятся дистрибьютерами "Poly-Gram Records" и выпускают свой первый ЕР "Shine".
... ты когда-нибудь слышал историю
о мистере Ушедшая Слава?
... я говорил с моей душой, она сказала:
"жизнь — это то, что ты сделаешь сам,
и если ты Выбираешь смерть, что ж,
оставь сбою душу далеко, далеко, далеко"
пел Эндрю Вуд в песне "Chloe Dancer Crown Of Thorns" на новом и последнем
альбоме MOTHER LOVE BONE "Apple". 19 марта 1990 г. Эндрю Вуд погибает от чрез мерной дозы героина, открыв новую главу в печальной книге смертей рок-н-ролла. Зализывая раны, Госсард уединяется на чердаке дома своих родителей, в комнате, где начинались GREEN RIVER, MOTHER LOVE BONE, и где в виде еще не сформировавшихся гитарных риффов начался и
PEARL JAM. Потом Стоун Госсард вспомнил о своем давнем приятеле Макреди, который к этому времени бросил SHADOW, увлекся литературой, постриг волосы, работал в магазине видео и читал книги архи консервативного Барри Голдуотера. "Я и сам потихоньку становился консерватором, — вспоминает Макреди, — потому, что был в ужасной депрессии".
В Сиэттле наступило время NIRVANA...
А к джемам на чердаке присоединился Джефф Эмент, и они опять почувствовали настоящее вдохновение. "Я понял, что мы уже группа, — говорит Макреди, — когда мы начали репетировать вещь, называемую "Dollar Short". Первым барабанщиком проекта, который планировался как MOOKIE BLAYLOCK, в честь номера 10 бас кетбольной команды "New Jersey Nets", стал Дэйв Крузен. Но Блейлок отказал им в пра ве на это название, и демо-тейпы новой группы рассылались почти по всей Америке под незатейливым названием "Stone Gossard Demos". Один из таких демо-тейпов попал в Сан-Диего и оказался в руках (в то время уже бывшего) барабанщика RED НОТ CHILI PEPPERS Джека Айронса. Именно он в перерыве между сер фингом и отдал кассету своему приятелю Эдди Веддеру, известному в музыкальной тусовке Сан-Диего по группе BAD RADIO (позже, уже без Веддера, GRETA) и как "парень, который никогда не спит". Послу шав этот демо-тейп, содержащий пять ин струменталов, Эдди Веддер услышал совершенно неожиданно для себя то, что ему вдруг захотелось дополнить и продолжить.
Одним утром, в тумане, после серфинга это пришло в голову... Одним утром, в тумане "Dollar Short" стала песней "Alive". Запершись в доме своей подруги Бет Либлинг, он наложил вокал на три композиции, соединив их одной смысловой линией, сам же оформил свою мини-оперу и подписал:
"Mamasan". В Сиэттле Эмент прослушал запись три раза и бросился к телефону.
"Стоун", — сказал он, — тебе лучше быть здесь. Разговоры по телефону с Сан-Дие го длились около двух недель, и, наконец, Веддер прилетел в Сиэттл с текстами уже пяти песен. С аэродрома все вместе отправились прямо на репетицию.
Первое, что они сыграли, была песня "Alive". К концу первой недели они стали Pearl Jam, в честь великой бабушки Веддера - Pearl и галюциногенного варенья, которое она делала (Эдди утверждает, что рецепт утерян). После ряда клубных выступлений PEARL JAM подписывают контракт с "Epic Records" и садятся в студию с продюсером Риком Перешером. Пока их
проект в работе, Госсард, Эмент и Веддер, объединившись с Крисом Корнеллом и Мэтом Камероном из SOUNDGARDEN, записывают альбом "Temple Of The Dog" в память Эндрю Вуда.
...никогда не услышишь слов
И учителя никогда не научат
Я пытаюсь согреться свечой
Но чувствую колод
Он пришел с острова
И он умер на улице
Ему было плохо, будто сломалась душа.
Но он никогда не признавался мне в этом
Что ж, скажи привет небесам...
И хотя пластинка почти не продавалась (это позже она стала платиновой), именно в песне "Hunger Strike" впервые зазвучал уникальный баритон Эдди Веддера. Летом 1991 г. PEARL JAM выпускают трех-песенный ЕР, включающий и кавер версию песни BEATLES - "I Got A Feeling". По семейным причинам из группы уходит Дэйв Круэен, и после некоторых поисков на
его место приходит экс-NEW BOHEMIANS Мэтт Чемберлин. Но он связан контрактом с TV Saturday Night Show, и поэтому рекомендует для гастролей Дейва Эббруззеса из техасской группы DR. TONGUE.
"Я собирался покончить жизнь самоубийством, но когда я услышал твои песни..." — примерно каждое второе письмо начиналось с этих строк. Дебютный альбом "Ten" продавался с невероятной быстротой и переваливал с одной платиновой отметки на другую (в конечном счете он стал шесть раз платиновым). PEARL JAM взлетали, как ракета... Европейский тур... Новогоднее шоу 31 декабря 1991 г. в Сан-Франциско с NIR VANA и RED НОТ CHILI PEPPERS... В 1992 г. 'MTV Unplugged*, '...это было так просто, парень сидит на стуле, рвет свое сердце на части и все это прямо перед тобой, ну, немного правее...В феврале 1992 г. Веддер поет с членами DOORS на "Rock And Roll Hall Fame" в Лос-Анжелесе... Опять несколько европейских фестивалей... Летний тур "Lollapalooza"... В конце года Макреди и Веддер участвуют в концерте Боба Дилана в Мэдисон Сквер Гарден, где исполняют "Masters Of War"... Ну и, конечно же, "MTV Music Awards", где "Jeremy" получает приз как лучший клип.
Несколько позже PEARL JAM играли в Сиэттле с AMERICAN MUSIC CLUB, и певец Марк Эйтцел сказал Эменту о клипе "Jer emy": ‘Мне нравится ваш хит, но видео — говно. Оно разрушает мое видение песни" И это очень сильно задело Эмента, который и сказал Эдди: "Я не хочу, чтобы через 10
лет люди вспоминали наши песни по видео". И они пообещали, что на следующий альбом не будет ни одного видео. "У меня даже нет MTV, — говорит Веддер. — Меня останавливают на улице и спрашивают об
этой группе - STONE TEMPLE PILOTS. Но я даже не знаю, кто они. Я покупаю сэндвич, а меня спрашивают о них".
"А ты видел их видео?" — спрашивает Эмент.
"Нет" — отвечает Веддер — у меня ведь нет MTV. Эмент рассказывает Эдди о видео "Plush", где певец просто манерничает и копирует Веддера И Веддер вспоминает, что слышал это раньше, точно, совсем недавно. От фенов, от друзей, даже от каких то французских музыкантов, которые раз давали ему комплименты по поводу новой песни и его новой прически — коротких
красных волос. "Но зачем кого-то копировать, — недоумевает Веддер. — Я не копировал Энди Вуда. Я не копировал Курта, хотя он лучшее, что я знаю. Я и Бет были частью сцены Сан-Диего, и мы знали, что там происходит. Эти парни из Сан-Диего? Никогда не слышал про таких".
31 декабря 1992 г. Новогоднее шоу “New Year’s Eve" в Нью-Йорке вместе с Ки том Ричардсом и X-PENSIVE WINOS...1993 г. и работа над новый альбомом,
сначала в "Potatoland Studio" в Сиэттле, а потом в “The Site" Сан-Франциско.
Утро. Легкий туман над холмами. Фантастическая природа. Студия "The Site" на окраине Фриско выглядит проста идиллической картинкой. Все уютно, все ухожено.
Вот райка на стене, там, за стеклом, благодарность Кита Ричардса. Да, он тоже записывался здесь и остался доволен, позвольте заметить...
"Я ненавижу все здесь, — говорит Вед дер, стоя посреди прохладной голубой комнаты, где он записывает вокал. — Мне очень тяжело. Как можно записывать здесь рок пластинку? Может, старым рокерам это и
нравится. Может им нужен комфорт и расслабление, но мне очень тяжело".
Пока группа сотрясала стены студии, записывая инструментал, Веддер предпочитал жить в грузовике, предохраняя свой бунтарский дух от комфорта и перенасыщения рабочий материалом. "Он хотел быть
в космосе своих песен, — говорит Эмент. — Я его понимаю".
"Ты готов?" — раздается из операторской голос продюсера записи Брендана О' Брайена.
"Конечно" — Веддер, казалось, засыпает в наушниках, и долгое время в комнате ничего не слышно, только шарканье ног. "Я ехал сегодня в машине," — поет он, — "Время для освобождения / Я думаю, что поражения сделали меня мудрым" — Он хватает трясущимися руками голову. — "... Но я не для того, чтобы выразить благодарность или извиниться." — Ярость нарастает. Он рычит и плюется на пол. — "Раздвоенный страхом..." — Еще яростнее. — "Вынужденный терпеть / Что я не смог забыть" — Глаза закрыты. — "... Видел ве щи..." — Комната заполняется его злостью — "Освобожденный...однажды ты был в моем..." — Невдалеке рабочий барабан, прислоненный к стенке, начинает вибрировать. — "...Зеркале заднего обзора!"
Новый альбом "Vs" или "Пятеро против одного" вышел в 1993 г. Как и было обещано, не было снято ни одного видео, но в первые же сутки было продано 350.000 экземпляров.
"Кое-кто говорит — вы, парни, моя любимая группа, но вы стали слишком
большими", — говорит Гассард. — "Как по мне, проблема не в том, что
становишься слишком большим, а в том, что, когда это происходит, однажды перестаешь сочинять хорошую музыку. Проблема в том, что, когда становишься большим, перестаёшь делать вещи, которые привык
делать. Просто однажды ты не можешь сочинить хорошую песню".
PEARL JAM стали великими, но смогли сочинить целый ряд замечательных песен. Альбом "Vs" потрясает своим шквалом, напором, глубиной и болью. Именно с этим альбомом, я думаю, PEARL JAM перестали быть лидерами гранжа, и стали просто лидерами современного рок-н-ролла.